Вопрос-ответ

Вопрос-ответ (57)

В этом разделе Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы

Разрешается ли девушке приветствовать (салямом) постороннего мужчину?

ОТВЕТ:

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хажар аль Хайтами в своей книге «Тухфат Аль-Мухтаж» пишет:

ودخل في قولي: مسنون سلام امرأة على امرأة أو نحو محرم أو سيد أو زوج ، وكذا على أجنبي وهي عجوز لا تشتهى ويلزمها في هذه الصور رد سلام الرجل.

«Желательно (суннат) женщине приветствовать салямом женщину, своего махрама (брата, отца, деда, племянницы, и т.д.), своего хозяина (если она рабыня), мужа. Также старой женщине, к которой мужчины не испытывают влечения, желательно приветствовать и постороннего мужчину. Во всех этих случаях (т. е., когда её приветствует салямом посторонний мужчина и т. д.) она (старая женщина) обязана ответить на их салям».

أما مشتهاة ليس معها امرأة أخرى فيحرم عليها رد سلام أجنبي ومثله ابتداؤه.

«Что касается девушки, к которой мужчины испытывают влечение, то ей запрещено (харам) отвечать на приветствие постороннего мужчины, если с ней нет другой женщины (или мужчины). Также ей запрещено первой приветствовать постороннего мужчину».

ويكره له رد سلامها ومثله ابتداؤه أيضا. 

«Мужчине нежелательно (карахат) отвечать на салям посторонней женщины, а также приветствовать её».

... ولو سلم على جمع نسوة وجب رد إحداهن.
(٩\٢٢٤)
 
«...Если мужчина приветствует двух и более посторонних женщин, то одна из них обязана ответить на его приветствие».

[См.: Тухфат Аль Мухтаж, т. 9, с. 224].

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘ Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

Желательно ли вставать, когда пьют воду зам-зам, или лучше пить сидя?

ОТВЕТ:

‎قال ابن حجر في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хажар в своей книге "Тухфат аль-Мухтаж" говорит:

‎ﻭﻳﺴﻦ ﻋﻨﺪ ﺇﺭاﺩﺓ ﺷﺮﺑﻪ اﻻﺳﺘﻘﺒﺎﻝ ﻭاﻟﺠﻠﻮﺱ ﻭﻗﻴﺎﻣﻪ - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ.
(1\144)

«Является желательным (сунна) для того, кто пожелает выпить воду зам-зам, сесть, повернувшись к Кибле, а то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пил ее стоя, указывает на дозволенность этого»

[См.: Тухфат аль-Мухтаж, с. 144].

Имам аш-Ширвани в субкомментариях к книге "Тухфат аль-Мухтаж" пишет следующее:

‎ﻗﻮﻟﻪ: )ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ) ﺃﻱ ﺃﻭ للاﺯﺩﺣﺎﻡ،

«Слова „указывает на дозволенность” значат дозволенность (питья зам-зам) при столпотворении...

‎ﺯاﺩ الإمام اﻟﻤﻨﺎﻭﻱ ﻓﻲ ﺷﺮﺡ اﻟﺸﻤﺎﺋﻞ:

Далее имам аш-Ширвани добавил, что Аль-Манави в своей книге
«Шарх аш-Шамаиль» пишет:

‎ﻭاﺑﺘﻼﻝ اﻟﻤﻜﺎﻥ ﻣﻊ اﺣﺘﻤﺎﻝ اﻟﻨﺴﺦ ﻓﻘﺪ ﺭﻭﻱ ﻋﻦ ﺟﺎﺑﺮ ﺃﻧﻪ ﻟﻤﺎ ﺳﻤﻊ ﺭﻭاﻳﺔ ﻣﻦ ﺭﻭﻯ ﺃﻧﻪ ﺷﺮﺏ ﻗﺎﺋﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﻗﺪ ﺭﺃﻳﺘﻪ ﺻﻨﻊ ﺫﻟﻚ ﺛﻢ ﺳﻤﻌﺘﻪ ﺑﻌﺪ ﺫﻟﻚ ﻳﻨﻬﻰ ﻋﻨﻪ،

«...а возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пил стоя, потому как место, где он стоял, было мокрое, и если бы он сел, то намочил бы свой подол, и, вероятно, ввиду этого желательность пить воду стоя была отменена. .
К тому же сообщается, что Джабир, услышав повествование того, кто рассказывал, как он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) пил её стоя, сказал:
«Я видел, как он это делал, а потом я услышал, как он запретил так поступать».

‎ﻭﺣﻴﺚ ﻋﻠﻤﺖ ﺃﻧﻪ ﻓﻌﻠﻪ ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ ﻋﺮﻓﺖ ﺳﻘﻮﻁ ﻗﻮﻝ اﻟﺒﻌﺾ ﺃﻧﻪ ﻳﺴﻦ اﻟﺸﺮﺏ ﻣﻦ ﺯﻣﺰﻡ ﻗﺎﺋﻤﺎ اﺗﺒﺎﻋﺎ ﻟﻪ.
(4\144)

«И поскольку теперь ты знаешь, что его поступок указывает на дозволенность, то тебе ясна несостоятельность слов тех, кто говорит, что пить зам-зам желательно стоя, следуя за ним (Пророком, да благословит его Аллах и приветствует)»

[См.: Хаваши Аль-Ширвани, т. 4, с. 144].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


• Отсюда следует, что пить воду, в том числе и зам-зам, желательно (сунна) сидя, а то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды выпил воду стоя, указывает лишь на дозволенность, а не на желательность.

© Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

НАЕМ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КОРАНА

ВОПРОС: Можно ли нанимать человека за определенную плату для чтения Корана на могиле покойного или на расстоянии?

ОТВЕТ:

Согласно мнению таких авторитетных ученых шафиитского мазхаба, как ибну Хаджар аль-Хайтами, Мухаммад ар-Рамли, Хатибу аш-Щирбини и т. д., разрешается за плату нанимать человека для чтения за покойного определенной части или всего Корана или же для чтения Корана в определенный срок.

‎قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хаджар аль Хайтами в своей книге «Тухфатуль Мухтаж» пишет следующее:

‎ويصح الاستئجار لقراءة القرآن عند القبر أو مع الدعاء بمثل ما حصل من الأجر له أو بغيره عقبها ... أو بحضرة المستأجر أي أو نحو ولده فيما يظهر ومع ذكره في القلب حالتها.

‎(ج-٦، ص-١٥٨)

«Разрешается нанимать человека для чтения Корана за умершего возле его могилы [или на расстоянии], обращаться ко Всевышнему после чтения с мольбой о вознаграждении усопшего, равном вознаграждению чтеца, или с другой мольбой после чтения Корана (например, о прощении грехов покойного и т.д.) ... или [разрешается] читать возле нанявшего, его сына либо др. родственников.
При этом читающий поминает усопшего, за которого он читает Коран».

[См. «Тухфатуль Мухтаж», том 6, стр.158].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Разрешается за плату нанимать человека для чтения Корана за усопшего
как возле могилы покойного, так и в любом другом месте.
Чтец Корана должен в намерении попросить Всевышнего передать покойному такое же вознаграждение, какое он получит за свое чтение.

©️ Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

ХАДЖ БЕЗ ЗАВЕЩАНИЯ

ВОПРОС: Разрешается ли совершать хадж или ‘умру за умершего, если он не завещал его?

ОТВЕТ:

‎قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة
‎المحتاج":

В своей книге «Тухфатуль Мухтаж» ибн Хаджар аль Хайтами пишет:

‎(فمن مات وفي ذمته حج ) واجب بأن تمكن من الأداء بعد الوجوب أو عمرة واجبة كذلك ( وجب ) على الوصي ، فإن لم يكن فالوارث الكامل ، فإن لم يكن فالحاكم إن لم يرد فعل ذلك بنفسه ( الإحجاج ) أو الاعتمار ( عنه من تركته ) فورا.

«За того, кто умер, не совершив обязательные хадж и ‘умру, имея возможность, паломничество должен совершить или отправить другого за счет имущества покойного в срочном порядке тот, кому он это завещал.
Если (покойный) никому не завещал, то хадж и ‘умру за него должен совершить его полноценный [совершеннолетний, разумный] сам наследник или отправить другого. Если нет наследника, то паломничество совершает хаким [имам мечети] или уполномачивает другого».

‎وخرج بتركه ما إذا لم يخلف تركة فلا يلزم أحدا الحج ولا الإحجاج عنه ، لكنه يسن للوارث وللأجنبي ، وإن لم يأذن له الوارث

«Если же после него не осталось наследственного имущества, то никто не обязан за него совершать хаджа [и ‘умры] или отправлять кого-то в паломничество, но все же наследнику и постороннему человеку, даже если ему наследник не дал разрешения, является желательным (сунна) выполнить этот обязанность (фарз) за покойного».

‎وبقوله في ذمته النفل فلا يجوز حجه عنه إلا إن أوصى به .

‎(ج- ٤، ص- ٢٩)

«Что касается желательного хаджа (и ‘умры), то нельзя их совершать за умершего, если он не завещал этого».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Обязательные хадж и ‘умру за покойного совершать можно, даже если он этого не завещал.

• Желательные же (дополнительные) хадж и ‘умру за мертвого можно совершать, если это было завещано.

©️ Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

О нас

Администрация Центральной Джума-Мечети

г. Махачкала, ул. Дахадаева, 136.

Тел.: (964) 0077422

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях: