Вопрос-ответ

Вопрос-ответ (65)

В этом разделе Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы

О СОВЕРШЕНИИ НАМАЗА В МЕЧЕТИ

ВОПРОС: Будет ли грех тому, кто живет рядом с мечетью и не совершает намаза в ней? Как в наше время определить её близость к месту проживания (дому)?

ОТВЕТ:

قال علي القاري في "مرقاة المفاتيح":

Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-мафатих» сказал:

ﻭﻋﻦ اﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ ﺭﺿﻲ اﻟﻠﻪ ﻋﻨﻬﻤﺎ، ﻋﻦ اﻟﻨﺒﻲ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ، ﻗﺎﻝ:

«Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«ﻣﻦ ﺳﻤﻊ اﻟﻨﺪاء ﻓﻠﻢ ﻳﺠﺒﻪ، ﻓﻼ ﺻﻼﺓ ﻟﻪ ﺇﻻ ﻣﻦ ﻋﺬﺭ». ﺭﻭاﻩ اﻟﺪاﺭﻗﻄﻨﻲ ... ﻭاﻟﺤﺎﻛﻢ، ﻭﻗﺎﻝ: ﺻﺤﻴﺢ ﻋﻠﻰ ﺷﺮﻃﻬﻤﺎ.
(٣/٨٤٤)

"Намаз того, кто, услышав призыв на обязательную молитву, не ответит на него (вторяя слова азана и направляясь в мечеть), неполноценен, кроме как по уважительной причине".

Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким. Аль-Хаким добавил, что это достоверный хадис, который соответствует требованиям Бухари и Муслима.

[См.: Миркат аль-мафатих, т. 3, с. 844]

قال زكريا الأنصاري في كتابه "أسنى المطالب":

Закариййа аль-Ансари в своей книге «Асналь маталиб» сказал:

ﺭﻭﻯ اﻟﺸﺎﻓﻌﻲ ﻓﻲ اﻷﻡ ﻓﻲ ﺧﺒﺮ «ﻻ ﺻﻼﺓ ﻟﺠﺎﺭ اﻟﻤﺴﺠﺪ ﺇﻻ ﻓﻲ اﻟﻤﺴﺠﺪ» ﺃﻥ ﺟﺎﺭ اﻟﻤﺴﺠﺪ ﻣﻦ ﻳﺴﻤﻊ اﻟﻨﺪاء.
(3\51)


«Имам аш-Шафии в своей книге "Аль-умм" касательно хадиса "Нет полноценного намаза у находящегося по соседству с мечетью, кроме как внутри мечети" пишет, что находящийся по соседству мечети -это тот, кто слышит призыв к намазу»

[См.: Аль-умм, т. 3, с. 51].

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» пишет:

( ...اﻷﺻﺢ اﻟﻤﻨﺼﻮﺹ ﺃﻧﻬﺎ) ﺇﺫا ﻭﺟﺪﺕ ﺟﻤﻴﻊ اﻟﺸﺮﻭﻁ ... (ﻓﺮﺽ ﻛﻔﺎﻳﺔ) ... ". ولا يكفي فعلها في البيوت..
(2\250)

«Более аргументированным является мнение, что коллективный намаз –это коллективный фарз при наличии всех условий и не достаточно совершить коллективный намаз в собственных домах»

[См.: Тухфат аль-Мухтаж, т. 2, с. 250].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Коллективный намаз является коллективной обязанностью. За несовершение коллективного намаза хотя бы частью совершеннолетних мужчин данного населенного пункта под грех попадают все жители местности. Особенно те, которые находятся по соседству мечети, то есть слышащие призыв к намазу без усилителя звука.

__________

© Отдел фетв, Муфтият РД

Читать далее

ТАРАВИХ И ПРОПУЩЕННЫЕ ФАРЗ-НАМАЗЫ

ВОПРОС: Можно ли совершать таравих-намаз, если есть пропущенные фарз-намазы?

ОТВЕТ: Отвечая на подобный вопрос, имам ар-Рамли в своей книге «Фатава ар-Рамли» пишет:

إن فاتته بعذر كان له ذلك وإلا فلا؛ لأن قضاءها على الفور. 
( ص 120)

«Если обязательные (фарз) намазы пропущены по уважительной причине, то ему разрешается совершать таравих-намаз, а если по небрежности, то нельзя, так как их возмещение должно быть безотлагательным». [См.: Фатава ар-Рамли, с. 120].

قال ابن عابدين في كتابه "رد المحتار" فقال في "المضمرات":

Ученый мазхаба имама Абу-Ханифы Ибн Абидин в своей книге «Радд Аль-мухтар» приводит текст из книги «Аль-музмарат»:

الاشتغال بقضاء الفوائت أولى وأهم من النوافل إلا سنن المفروضة وصلاة الضحى وصلاة التسبيح والصلاة التي رويت فيها الأخبار. اهـ أي كتحية المسجد...
( 2 \74)

«Человеку предпочтительнее и важнее заниматься возмещением обязательных фарз-намазов, чем совершать желательные намазы, кроме ратибат-намазов, намаза-духа и намаза-тасбих и тех, которые упомянуты в хадисах, как, например, намаз приветствия мечети (тахият). [См.: Радд Аль-мухтар, т. 2, с. 74].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Тому, кто пропустил обязательные намазы по неуважительной причине необходимо безотлагательно возмещать их, даже в коллективных таравих-намазах. А если фарз-намазы были пропущены по уважительной причине, то возмещать их можно не в срочном порядке, следовательно, можно совершать и таравих-намазы.

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

Разрешается ли девушке приветствовать (салямом) постороннего мужчину?

ОТВЕТ:

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хажар аль Хайтами в своей книге «Тухфат Аль-Мухтаж» пишет:

ودخل في قولي: مسنون سلام امرأة على امرأة أو نحو محرم أو سيد أو زوج ، وكذا على أجنبي وهي عجوز لا تشتهى ويلزمها في هذه الصور رد سلام الرجل.

«Желательно (суннат) женщине приветствовать салямом женщину, своего махрама (брата, отца, деда, племянницы, и т.д.), своего хозяина (если она рабыня), мужа. Также старой женщине, к которой мужчины не испытывают влечения, желательно приветствовать и постороннего мужчину. Во всех этих случаях (т. е., когда её приветствует салямом посторонний мужчина и т. д.) она (старая женщина) обязана ответить на их салям».

أما مشتهاة ليس معها امرأة أخرى فيحرم عليها رد سلام أجنبي ومثله ابتداؤه.

«Что касается девушки, к которой мужчины испытывают влечение, то ей запрещено (харам) отвечать на приветствие постороннего мужчины, если с ней нет другой женщины (или мужчины). Также ей запрещено первой приветствовать постороннего мужчину».

ويكره له رد سلامها ومثله ابتداؤه أيضا. 

«Мужчине нежелательно (карахат) отвечать на салям посторонней женщины, а также приветствовать её».

... ولو سلم على جمع نسوة وجب رد إحداهن.
(٩\٢٢٤)
 
«...Если мужчина приветствует двух и более посторонних женщин, то одна из них обязана ответить на его приветствие».

[См.: Тухфат Аль Мухтаж, т. 9, с. 224].

© Отдел фетв, Муфтият РД
↘ Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

Желательно ли вставать, когда пьют воду зам-зам, или лучше пить сидя?

ОТВЕТ:

‎قال ابن حجر في كتابه "تحفة المحتاج":

Ибн Хажар в своей книге "Тухфат аль-Мухтаж" говорит:

‎ﻭﻳﺴﻦ ﻋﻨﺪ ﺇﺭاﺩﺓ ﺷﺮﺑﻪ اﻻﺳﺘﻘﺒﺎﻝ ﻭاﻟﺠﻠﻮﺱ ﻭﻗﻴﺎﻣﻪ - ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ - ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ.
(1\144)

«Является желательным (сунна) для того, кто пожелает выпить воду зам-зам, сесть, повернувшись к Кибле, а то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пил ее стоя, указывает на дозволенность этого»

[См.: Тухфат аль-Мухтаж, с. 144].

Имам аш-Ширвани в субкомментариях к книге "Тухфат аль-Мухтаж" пишет следующее:

‎ﻗﻮﻟﻪ: )ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ) ﺃﻱ ﺃﻭ للاﺯﺩﺣﺎﻡ،

«Слова „указывает на дозволенность” значат дозволенность (питья зам-зам) при столпотворении...

‎ﺯاﺩ الإمام اﻟﻤﻨﺎﻭﻱ ﻓﻲ ﺷﺮﺡ اﻟﺸﻤﺎﺋﻞ:

Далее имам аш-Ширвани добавил, что Аль-Манави в своей книге
«Шарх аш-Шамаиль» пишет:

‎ﻭاﺑﺘﻼﻝ اﻟﻤﻜﺎﻥ ﻣﻊ اﺣﺘﻤﺎﻝ اﻟﻨﺴﺦ ﻓﻘﺪ ﺭﻭﻱ ﻋﻦ ﺟﺎﺑﺮ ﺃﻧﻪ ﻟﻤﺎ ﺳﻤﻊ ﺭﻭاﻳﺔ ﻣﻦ ﺭﻭﻯ ﺃﻧﻪ ﺷﺮﺏ ﻗﺎﺋﻤﺎ ﻗﺎﻝ ﻗﺪ ﺭﺃﻳﺘﻪ ﺻﻨﻊ ﺫﻟﻚ ﺛﻢ ﺳﻤﻌﺘﻪ ﺑﻌﺪ ﺫﻟﻚ ﻳﻨﻬﻰ ﻋﻨﻪ،

«...а возможно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пил стоя, потому как место, где он стоял, было мокрое, и если бы он сел, то намочил бы свой подол, и, вероятно, ввиду этого желательность пить воду стоя была отменена. .
К тому же сообщается, что Джабир, услышав повествование того, кто рассказывал, как он (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) пил её стоя, сказал:
«Я видел, как он это делал, а потом я услышал, как он запретил так поступать».

‎ﻭﺣﻴﺚ ﻋﻠﻤﺖ ﺃﻧﻪ ﻓﻌﻠﻪ ﻟﺒﻴﺎﻥ اﻟﺠﻮاﺯ ﻋﺮﻓﺖ ﺳﻘﻮﻁ ﻗﻮﻝ اﻟﺒﻌﺾ ﺃﻧﻪ ﻳﺴﻦ اﻟﺸﺮﺏ ﻣﻦ ﺯﻣﺰﻡ ﻗﺎﺋﻤﺎ اﺗﺒﺎﻋﺎ ﻟﻪ.
(4\144)

«И поскольку теперь ты знаешь, что его поступок указывает на дозволенность, то тебе ясна несостоятельность слов тех, кто говорит, что пить зам-зам желательно стоя, следуя за ним (Пророком, да благословит его Аллах и приветствует)»

[См.: Хаваши Аль-Ширвани, т. 4, с. 144].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:


• Отсюда следует, что пить воду, в том числе и зам-зам, желательно (сунна) сидя, а то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды выпил воду стоя, указывает лишь на дозволенность, а не на желательность.

© Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читать далее

О нас

Администрация Центральной Джума-Мечети

г. Махачкала, ул. Дахадаева, 136.

Тел.: (964) 0077422

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мы в соцсетях: